Компетентностный подход к изучению иностранного языка поможет студентам Горного института выйти на международный уровень

С сентября 2015 кафедра иностранных языков и коммуникативных технологий запустила новый проект по модернизации обучения иностранному языку в специалитете Горного института. Академический координатор программы Татьяна Ваничева рассказала о внедрении компетентностного подхода к изучению английского для студентов горных специальностей.

Татьяна Васильевна, расскажите, и в чем суть компетентностного подхода к изучению английского языка?

— У нас в Горном — стандартная интенсивность обучения языку: одна пара в неделю, классический вариант для технического университета. И перед нами стояла задача выбрать оптимальную форму обучения, чтобы студенты максимально освоили язык, а преподаватели могли успеть дать базовые знания. Мы остановились на компетентностной модели, основанной на международных стандартах. В преподавании иностранных языков широко используются стандарты, заданные Общеевропейской шкалой языковых компетенций. Шкала представляется собой уровни владения языком, описанные через языковые компетенции, так называемые «can-do statements» или описание результатов приобретённой компетенции. Шкала разбита на уровни, начиная от начиального (А1) и заканчивая продвинутым (С2). Эти уровни универсальны и предусмотрены для любой страны и культуры. И, естественно, когда мы обозначали результаты обучения, мы ориентировались на эту рамку. Стандарты мы использовали международные и стремились к объективности.

Наши преподаватели составили список требуемых результатов обучения, и выбрали всего несколько тем, которые студенты должны проработать, чтобы получить эти результаты в течение года. Мы сконцентрировались на тех темах, которые пригодятся студентам в реальной жизни. В первом семестре мы обучали студентов писать и говорить о себе, своей академической жизни и об университете в целом. Мы добивались того, чтобы студенты развивали все четыре речевых навыка: чтение, письмо, устная речь и понимание на слух. В течение этого семестра мы начали писать с ребятами небольшие абзацы, которые в конце года составят мотивационное письмо. Научившись это делать, студенты смогут участвовать в академических программах обмена, подав свое мотивационное письмо в составе заявки. Пока большинство студентов Горного института с трудом представляют себе возможности, которые открывает для них уверенное владение английским языком. Поэтому составление мотивационного письма — это шаг к тому, чтобы осознать свои возможности в дальнейшей академической и профессиональной жизни и повысить мотивацию к изучению английского языка.

— Получается, что новая программа изучения английского языка носит практический характер и не оторвана от академической жизни студентов?

— Да. Поскольку мы ограничены по времени одной парой в неделю, мы решили сделать курс максимально практичным и полезным для студентов в их дальнейшей учебе и карьере. Но нам предстоит еще работать и работать. Многие студенты старших курсов не готовы к этой системе, потому что они привыкли работать с минимальными усилиями: открыл, перевел текст, выполнил упражнение, получил оценку. Первокурсникам, которые не изучали английский раньше, наша программа дается тяжело, особенно иностранных студентам. Им бывает тяжело справиться с основными предметами на русском языке, а тут еще английский. Программа для таких ребят — серьезное испытание, и мы рады, что они стараются справиться.

— Какие- то вспомогательные ресурсы для освоения программы есть?

— Да. Мы создали онлайн-платформу, где студенты делают письменные задания. Мы сейчас продолжаем над ней работать, чтобы там можно было проходить не только тесты, но и использовать ее как внутренний ресурс, добавив полезные пособия, словари, то есть максимально ее оживить, чтобы ребятам было интересно с ней работать.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»