Соболев: вузы зачтут студентам курсы, пройденные на цифровых платформах

МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Пресс-конференция, посвященная текущим результатам реализации приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», состоялась в четверг, 21 декабря в МИА «Россия сегодня».

Мы живем в мире, завтрашний облик которого определяет зачастую не реальность, а ее цифровая копия. Это означает, что процесс образования тоже должен стать цифровым, отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.

В условиях жесткого образовательного процесса сложно научиться принимать решения, строить себя и свою образовательную программу. В то же время, по его словам, «цифровой мир позволяет выстроить, говоря официальным языком, индивидуальные образовательные траектории».

В эти дни идет апробация интернет-портала, объединяющего 11 онлайн-платформ и более 200 онлайн-курсов. Доступ к ним организован по принципу «одного окна» по адресу online.edu.ru.

Проект ориентирован на студента и на самые высшие стандарты качества образования, заверил эксперт. «Единое окно» и размещенные в нем материалы представляют собой часть системы формального образования. Он особо подчеркнул, что «составляющие его курсы являют собой частички, части и модули образовательных программ».

Это означает, что обучающийся по ним гражданин в дальнейшем станет специалистом. Будет водить поезда, оперировать, создавать высокотехнологичную технику. При этом навыки и знания, полученные на электронной платформе, будут зачтены студентам в том университете, где они занимаются.

Он пояснил, что Минобрнауки России вместе с коллегами из ведущих университетов «провело громадную работу, чтобы создать необходимую для этого нормативную базу». Есть и другие образовательные ресурсы — в России, в мире. По домоводству, о полетах на Марс, например. «Но эта история в корне другая», — акцентировал он.

В рамках приоритетного проекта созданы площадки подготовки преподавателей — Региональные центры компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО). Их задача — профессиональная подготовка педагогов. Если сейчас на 200 профильных курсах учатся 450 тысяч слушателей, то через два года более 2500 курсов станут посещать уже около трех миллионов слушателей. «А к 2025 году планируется увеличение числа курсов и их пользователей на порядок», — поделился он.

Отвечая на вопрос о суммарной стоимости проекта, чиновник сказал, что в данный момент из заложенных в смете 900 млн рублей выделено сроком примерно на полтора года 400 млн рублей. «Цифры очень скромные, они есть в Интернете», — добавил он.

Для Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» начался в 2015 году. В числе восьми ведущих университетов вуз учреждал Национальную платформу открытого образования.

«Тогда мы и начали работу по подготовке лучших курсов, чтобы предложить их студентам — не только российским», — рассказала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.

«Мы осознанно пошли на этот шаг, хотя не все члены профессорско-преподавательского коллектива разделяют эту идею», — сказала она, пояснив, что «одни люди привержены традициям, а другие не боятся нового, идут вперед».

Среди авторов курсов, созданных вузом за годы нахождения в программе, есть как молодые звезды, так и «профессора с мировым именем, которые с удовольствием перекладывают свои уникальные авторские материалы в цифру». Эксперт добавила, что «эти курсы очень востребованы».

Изучая, почему студенты мало и неохотно используют онлайн-курсы, в Томске пришли к выводу, что они зачастую просто не ведают об их существовании. «Во-вторых, не знают, что могут подойти к преподавателю с сертификатом и перезачесть свои результаты. А в-третьих, недостаточно мотивированы», — рассказала директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Галина Можаева.

В вузе создан один из 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. В течение трех лет разработано 45 открытых онлайн-курсов (массовых открытых онлайн-курсов, МООK), представленных, в том числе, на Национальной платформе открытого образования.

Задача регионального центра состоит, по ее мнению, в том, чтобы распространять информацию, помогающую студентам ориентироваться в мире цифровых платформ, организовывать свой тайминг и прочее. «В этих целях разработаны информационные ролики, создан волонтерский «Клуб менторов», — сообщила она.

Спикер выразила мнение, что качественных онлайн-курсов, которые сосредоточены в одном окне, не должно быть очень много. «Далеко не каждый преподаватель должен стать автором такого курса, но каждый должен их использовать», — заявила она. В этой связи для тех из них, кто обладает харизмой и уникальными знаниями, в центре проводят предварительную оценку потенциала путем анкетирования, помогают наметить сценарий будущего электронного продукта.

Но гораздо больше среди педагогов таких, кто приходит учиться интеграции онлайн-курсов в обычные учебные планы. При этом многих сковывает страх, что появление онлайн-курсов грозит им увольнением.

«Это один из мифов, которые я слышу больше двадцати лет. На деле работы прибавляется: преподаватель перестает быть ментором, который полтора часа что-то вещает, становится тьютором», — заключила спикер.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»