Залить коктейлем

Новая технология изменит дорожное строительство

Можно ли прокладывать дороги быстро и дешево? И не по 600 километров в год, как сейчас в России, а на порядки больше? И чтобы они служили минимум вдвое дольше? Можно, утверждает Станислав Мамулат, один из авторов нового метода прокладки дорог, который разработан в университете «МИСиС».

Наше дорожное строительство крайне неэффективно, — сказал он корреспонденту «РГ». — К примеру, достаточно привести только две цифры. У нас в основание практически любой дороги укладывают многие тонны щебня и песка. В России среднее расстояние доставки щебня к месту строительства около 1500 километров, а песка 400 километров. Если строительство масштабное, то самосвалы просто «убивают» уже существующее полотно. Как говорится, одно лечим, другое калечим.

Предложенный учеными МИСиС способ сооружения дорог кардинально иной. Никакого щебня и песка, никаких самосвалов. Материалы под рукой, точнее под ногами. Мощная машина резаком снимает верхний слой грунта, а в случае ремонта старой дороги ее верхний слой. Затем вся эта масса направляется в бункер. Там к ней добавляются вяжущие материалы (специальные модификаторы), этот коктейль размельчается. Остается последний акт: высыпать мелкий порошок и укатать катком. Дорога готова.

Это общий принцип, в технологии много специфических деталей, — говорит Мамулат. — Скажем, для каждого вида срезаемого грунта нужно подобрать свои «индивидуальные» модификаторы. Если надо проложить грунтовую или бетонную дорогу, то можно вполне ограничиться описанным способом. А если строится трасса из асфальтобетона, то он укладывается поверх «коктейля». Наше полотно очень прочное, поэтому «верхней одежды» требуется намного меньше, чем при традиционном строительстве. На щебне и песке дорога «стоит» обычно лет 15, максимум 20, а наша до 100 лет.

Мамулат подчеркивает, что прочный бетон можно получить, используя даже глину, которая всегда считалась непригодной для дорожного строительства. Ноу-хау новой технологии в применении специальных модификаторов, которые получают в созданной учеными уникальной установке — аппарате вихревого слоя. Здесь твердые материалы не только измельчаются в пылинки, но и получают одноименный заряд в электромагнитном поле. Благодаря чему заряженные пылинки не слипаются между собой, а прилипают к грунту. А значит, используются по максимуму, придавая покрытию высокую прочность. К примеру, получить цемент марки 600 и даже 800.

И еще одно достоинство разработки. Ученые научились получать модификаторы из отходов металлургии, энергетики, химии, которых накапливается в отвалах миллионы тонн. То есть новая технология способна разобраться сразу с несколькими важнейшими проблемами: позволяет строить дороги быстро и дешево, с высокой прочностью, а также помогает решать экологические проблемы регионов. Испытания на ряде объектов доказали ее эффективность, в частности, при реконструкции взлетной полосы аэродрома Жуковский. Интерес к ней проявили отечественные и зарубежные компании, в том числе из Китая.

Юрий Медведев

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»