Российские ученые создали жаропрочный материал для авиации и космонавтики

Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» совместно с коллегами из Института легких материалов и технологий ОК РУСАЛ (ИЛМиТ) создали высокопрочный сплав посредством аддитивного производства, который обещает эффективность работе конструкций на повышенных температурах (например, автомобили и самолеты). Статья о разработке опубликована в журнале «Materials Letters».

Аддитивное производство — универсальная технология, которая обещает значительно потеснить методы литья в ближайшее время. Одним из наиболее распространенных методов аддитивного производства является селективное лазерное сплавление (СЛС).

Детали из сплавов на основе системы Al-Si (алюминий-кремний), синтезированные по технологии СЛС, обладают высокой прочностью при комнатной температуре. Однако они, как правило, не подтверждают ее при температурах выше 200 градусов Цельсия.

«Дефекты — такие как горячие трещины и несплавленные частицы порошка — типичные проблемы, сопровождающие изготовление деталей путем селективного лазерного сплавления», — рассказал один из авторов проекта, доцент НИТУ «МИСиС» Александр Чурюмов.

Ученые НИТУ «МИСиС» и сотрудники ИЛМиТ пошли путем легирования силумина, чтобы улучшить механические характеристики материала.

«Мы разработали химический состав сплава и параметры СЛС, обеспечивающие бездефектную структуру и требуемые механические свойства нового жаропрочного сплава Al-Si-Ni-Fe (алюминий-кремний-никель-железо). Хорошо известно, что никель может улучшить механические свойства сплавов Al-Si-Fe за счет уменьшения размера упрочняющих фаз», — объяснил Александр Чурюмов.

Для нового сплава ученые разработали высокопроизводительный режим СЛС, обеспечивающий объемную плотность синтезированного материала на уровне 99,8% от теоретической. Высокая прочность обеспечивается мелкой структурой материала, образованной фазами Si, Al5Fe(Ni, Cu) и Al3(Ni, Cu).

По словам создателей, разрабатываемые материалы будут полезны для получения деталей сложной формы с оптимизированной геометрией для автомобильной, авиационной и космической техники.


Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»