EdCrunch Island: университеты на пороге четвертой технологической революции

16 июля в рамках образовательного интенсива «Остров 10-22» состоялся открытый день, центральным событием которого стала международная конференция «EdCrunch Island: три модели университета». Ректоры ведущих университетов мира поделились опытом организации деятельности вузов по направлениями: компетентностного обучения, с упором на научно-исследовательскую и инновационно-предпринимательскую деятельность.

Образовательный интенсив «Остров 10-22» стартовал 10 июля в Москве, в Сколковском институте науки и технологий. Цель мероприятия — «прокачка» команд более 100 ведущих российских университетов, которые смогут реализовать системные изменения в области подготовки кадров и научно-исследовательской деятельности для осуществления технологического прорыва в стране.

Соорганизаторами образовательной конференции EdCrunch Island, которая впервые прошла в рамках интенсива «Остров 10-22», стали НИТУ «МИСиС» и АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035». На протяжении более пяти лет НИТУ «МИСиС» является идеологом и организатором одной из крупнейших в Европе конференций по новым образовательным технологиям #EdCrunch, которая проводится при поддержке Минобрнауки России. С 2017 года конференция проходит под эгидой приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Скотт Палсифер, президент университета Уэстерн Говернорс (США), рассказал о модели вуза, ориентированного на компетентностное обучение. По его словам, последние исследования, проведенные в США, констатируют, что на рынке труда ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов в самых разных отраслях, а выпускники американских вузов, по мнению работодателей, не обладают необходимыми знаниями и навыками. При этом главная причина поступления в университет для студентов — найти хорошую работу. Поэтому Уэстерн Говернорс, обучение в котором ведется в онлайн-формате, ставит своей целью подготовить, в первую очередь, компетентных, конкурентоспособных специалистов, а не заниматься, например, исследовательской деятельностью. Результаты, сообщил Скотт Палсифер, красноречиво свидетельствуют о верности такого подхода: 91% работодателей довольны качеством знаний выпускников вуза.

Что касается формата 100% онлайн-образования, то, по словам Скотта Палсифера, хоть он и не применим при обучении ряду специальностей и не отменяет необходимости получения практических навыков, пример Western Governors University свидетельствует о его эффективности при грамотной организации.

Сунг-Чул Шин, президент корейского технологического университета KAIST, представил модель исследовательского университета. В значительной степени взрывной рост экономики Южной Кореи обусловлен эффективной работой исследовательских университетов, в частности, KAIST. По словам Сунг-Чул Шин, KAIST — единственный вуз в стране, сформированный под эгидой Министерства науки и технологий. За полвека работы университет подготовил 63 тысячи выпускников, создал масштабные кластеры, занятые разработкой суперкомпьютеров и промышленной робототехники, запущенные вузом высокотехнологичные стартапы дали экономике более 40 тысяч рабочих мест.

Мир стоит на пороге Четвертой научно-технической революции, подчеркнул Сунг-Чул Шин, и университеты должны уметь коммерциализировать свои разработки. С этой целью KAIST учит студентов искать перспективные проекты, составлять бизнес-планы и создавать стартапы.

Президент технологического института Technion Перец Лави рассказал, почему Израиль называют «страной стартапов». Он отметил, что нужда — мать великих разработок. В качестве примера он пояснил, что половина территории Израиля — это пустыня и она должна была расцвести, если государство хочет выжить. Именно инновации в виде системы капельного орошения позволили решить эту сложную задачу.

Для Technion, отметил Перец Лави, фундаментальные исследования и прикладные разработки являются единым процессом. Найденное вузом решение — путь от научного поиска к коммерческим решениям. Именно в этом направлении ведется подготовка студентов и результат очевиден: выпускники вуза учредили значительное число технологических компаний как национального, так и международного уровня.

Конференция EdCrunch Island завершилась панельной дискуссией, в которой приняли участие ректоры зарубежных и отечественных вузов-лидеров международных образовательных рейтингов.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»