Дмитрий Песков: цифровой университет — это не только онлайн-курсы

Ни электронное расписание, ни элементы онлайн-образования сами по себе не делают университеты цифровыми. Трансформация должна затронуть суть учебного процесса, повысить качество итогового образовательного результата и мотивацию студентов и преподавателей. Об этом заявил специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков на пресс-конференции, состоявшейся 1 октября в рамках глобальной конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch2019.

Пресс-конференция, на которой присутствовали представители органов государственной власти, вузов, госкорпораций и компаний-лидеров в области IT, была посвящена теме цифровой трансформации университетов и подготовке кадров для экономики знаний.

«Очень важно отделять все то, чем мы занимались последние 20 лет в университетах, от цифровизации высшего образования, — подчеркнул специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. — Появление программы, в которой ведется бухгалтерия — это не цифровой университет, электронное расписание занятий — не цифровой университет. Более того, онлайн-курсы — это тоже не цифровой университет. Все перечисленное можно было реализовать 10 лет назад. Самый главный вызов, стоящий перед университетами, — это то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата. Ключевой вопрос эффективности наших усилий — это повышение мотивации студентов и преподавателей. Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории».

Заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская отметила, что образование находится на этапе смены эпох. Формирующиеся запросы заставляют преподавателей и учителей использовать новые образовательные технологии.

«Нам очень важно понять, насколько „цифра“ изменит всю технологию образования, насколько она повлияет на тот трансфер знаний, который мы обеспечиваем в системе образования на всех уровнях. Насколько преподаватель сможет использовать массив существующих информационных систем для передачи знаний, компетенций, навыков и квалификаций, причем, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, — отметила Марина Боровская. — Мы понимаем, что запрос на образование стал персонифицированным, и это требует от нас совершенно иных подходов и решений».

Какие задачи ставят перед собой ведущие университеты страны в процессе цифровой трансформации рассказала ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, которая отметила, что глубинная цифровая трансформация университета заключается прежде всего в повышении качества и доступности образования, повышении эффективности научных исследований. По словам Алевтины Черниковой, разработанная в 2012 году модель цифрового университета Digital MISIS опирается на принцип Student first — обучение каждого студента должно строиться по индивидуальной образовательной траектории. Цифровая трансформация — это ответ на запросы быстро меняющегося мира. Для современных детей digital-среда является естественным окружением, и университеты должны меняться в соответствии с требованиями времени/под запросы обучающихся. Сегодня невозможно получить образование один раз и на всю жизнь, поэтому на первое место выходят такие качества как способность к самообразованию и самообучению. И задача университета — предоставить студентам все возможности для развития необходимых навыков и компетенций.

Представители крупного бизнеса озвучили причины заинтересованности работодателей в повышении мотивации студентов. Директор по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева подчеркнула, что основной вызов, стоящий перед вузами, — научить будущих работников учиться.

«Мне очень понравился лозунг, под которым проходит #EdCrunch, — «От человеческого капитала к человеческому потенциалу. Конечно же современный университет должен участвовать в раскрытии личности. К сожалению, это происходит пока не везде, — высказала мнение Татьяна Терентьева. — Безусловно, для нас большое значение имеет сотрудничество с опорными российскими университетами и развитие экспорта российского образования. Ведь первое, с чем нам приходиться сталкиваться при реализации проектов, включая международные, — это решение кадрового вопроса на местах».

Вице-президент по персоналу и образовательным проектам Mail.ru Group Дмитрий Смыслов отметил, что по оценкам специалистов в ближайшее время рынку потребуется от одного до двух миллионов специалистов в области IT.

«Мы этот дефицит видим уже сегодня, каждый день сталкиваясь с кадровыми проблемами не только количественными, но и качественными: для того, чтобы подобрать хорошего специалиста, мы должны рассмотреть порядка двухсот резюме. Кроме того, спрос со стороны работодателей меняется очень быстро. Например, спрос на специалистов в области анализа данных вырос за последние годы в три раза. На некоторые специальности он может вырасти и в семь раз. Вузам крайне важно тесно сотрудничать с компаниями для того, чтобы оперативно реагировать на эти изменения».

По словам председателя Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО), проректора ПГТУ Александра Волкова, большое значение в процессе цифровой трансформации вузов имеет развитие инструментов, повышающих эффективность межвузовского сотрудничества.

«В 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта „Современная цифровая образовательная среда в РФ“ на базе ведущих университетов были созданы 10 РЦКОО, — напомнил Александр Волков. — Начав работу мы быстро столкнулись с глубинным консерватизмом образовательной системы. Преодолеть его мы сможем, если начнем серьезные процессы межвузовского взаимодействия, в первую очередь, в области подготовки кадров. За прошедшие два года через программы РЦКОО прошли более 10 тысяч преподавателей. Это — показательный и значительный кейс».

Участники пресс-конференции пришли к общему выводу, что цифровая трансформация высшего образования, основанная на реализации индивидуальных траекторий образования, принципиально значима для ответа на постоянно изменяющийся запрос рынка труда в условиях формирования цифровой экономики.

Организаторы конференции #EdCrunch НИТУ «МИСиС» и Университет НТИ 20.35, при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. #EdCrunch-2019 проводится в рамках реализации приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»