Best practices: как быстро перейти на индивидуальные учебные планы

Кафедра Иностранных языков и коммуникативных технологий (ИЯКТ) НИТУ «МИСиС» стала одной из первых, кто быстро перестроил учебный процесс и полностью адаптировал его для дистанционной работы, перенеся занятия в ZOOM, Microsoft Teams, Miro, Trello.

Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту кафедры по работе в смешанном формате обучения (blended learning), сочетающего очные занятия и работу через онлайн-платформы университета. Еще в 2010 году сотрудники кафедры выступили пионерами данного метода преподавания в изучении иностранных языков в России. Сегодня это дало возможность не только организовать лекционные и практические курсы (благодаря записи лекций/подкастам и проч.), но и обеспечить администрирование всего процесса удалённо.

«Мы давно говорим об осуществлении различного рода коммуникаций в изменяющихся условиях, но сейчас у нас была возможность пройти самую настоящую проверку на прочность», — отмечает Лилия Бондарева, заведующая кафедрой Иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ «МИСИС».

Специфика работы кафедры — в преподавании иностранных языков и коммуникативных технологий. В первые несколько дней после перехода на индивидуальные учебные планы преподаватели работали в формате «гибридной» аудитории. Так как часть студентов пока еще посещала занятия, в ходе одной пары преподавателю необходимо распределять внимание между теми, кто присутствует в аудитории и теми, кто находится в виртуальной среде.

Кафедре также удалось реализовать возможность удаленной групповой работы (более двух человек). Для этого используются дополнительные программы: Microsoft Teams, Miro, Trello.

«В своей стратегии развития мы придерживаемся принципа AGILE. Одна из его главных характеристик — гибкость. Это позволяет нам максимально быстро адаптироваться к текущим условиям, и внедрять новые схемы работы, не тратя бесценное время на прописывание и утверждение регламентов. Главная задача для нас, сейчас — это удержать темп (пока что у нас не было перерыва в образовательном процессе ни на один день). Также, настроить студентов на честность выполнения заданий», — добавляет Лилия Бондарева.

Также был полностью пересмотрен экзаменационный процесс. По словам сотрудников кафедры, новый формат — онлайн-собеседование студента преподавателем, — показал себя даже более эффективным, чем «классический» вариант с вытягиванием билета и заданным временем на подготовку. Он позволяет проверить знания учащегося по более широкому спектру тем, и основан на полном доверии между преподавателем и студентом. Несмотря на то, что у последнего «вся аппаратура при нём».

Преподавателям кафедры ИЯКТ удалось вовлечь даже большее, чем обычно, количество студентов в виртуальные классы. Возможность обучения онлайн показала себя как мощный мотивационный стимул.

Ведётся запись всех занятий, то есть происходит фиксация цифрового следа достижений студентов. Это позволяет анализировать и максимально адаптировать программы под различную скорость обучения, делать их более индивидуальными. Также, и преподаватели, и студенты осваивают один из главных навыков XXI века — коммуникацию в рассредоточенной команде.

В 2019 году кафедра ИЯКТ открыла единственную в России международную магистерскую программу «Педагогический дизайн в цифровой среде», и сейчас подтвердилась высокая актуальность работы студентов по проектированию их курса для онлайн-формата.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»