В 2019 году в НИТУ МИСИС стартовала первая в России образовательная программа Integrated PhD, рассчитанная на студентов, которые видят свое будущее в науке, нацелены на академическую карьеру. Объединяя сразу магистратуру и аспирантуру, iPhD позволяет студентам, начиная с первого года обучения, проводить полноценные научные исследования под руководством ведущих российских и зарубежных ученых, принимать участие в работе международных коллабораций. По итогам первого года обучения магистранты уже опубликовали ряд статей в журналах Q1 и Q2, стали победителями международных конкурсов.
О результатах первого года и первых успехах студентов, опыте сотрудничества с ведущими мировыми учеными и о том, как были перестроены программы в период пандемии мы поговорили с ее разработчиками и руководителями, молодыми учеными Алексеем Башариным, «Квантовое материаловедение», и Федором Сенатовым «Биоматериаловедение».
Федор Сенатов, к.ф.-м.н., руководитель программы iPhD «Биоматериаловедение», научный сотрудник Центра композиционных материалов, доцент кафедры «Физическая химия», генеральный директор малого инновационного предприятия Biomimetix.
Как появилась идея программы iPhDи в чем ее особенность? Сколько времени прошло до реализации и как выстраивались отношения с партнерами программы?
Идея создать интегрированную программу, совмещающую магистратуру и аспирантуру, появилась у нас в 2018 году. На стратегической сессии мы с коллегами обсуждали, какие новые и интересные форматы можно привнести в образовательный процесс, какие интересные практики воплотить в НИТУ МИСИС. Мы обратили внимание на опыт некоторых зарубежных вузов — там есть программы, в которых наука неразрывно связана с учебной деятельностью, и работа в лаборатории является не просто способом набраться опыта, а флагманом образовательного процесса. Поэтому при создании концепции программы iPhDмы ориентировались прежде всего на тех студентов, которые точно планируют связать жизнь с наукой в дальнейшем. Именно поэтому собственные научные исследования ребята начинают уже с 1 курса магистратуры. Конечно, у студентов есть время познакомиться с учеными еще до поступления, но чтобы понять, какая исследовательская тематика им наиболее близка — для этого выделен первый семестр. В первом семестре студент вместе с научным руководителем составляет индивидуальный план обучения и ведения исследовательской работы.
От идеи до реализации прошел год. Потребовалось множество этапов согласования, утверждения и защит — мы представляли программы руководству университета, наблюдательному совету, совету Программы
По какому принципу идет отбор на программу?
Прежде всего, абитуриенту следует заполнить заявку на сайте misis.ru, которая включает мотивационное письмо и резюме. Здесь же абитуриент указывает научного руководителя, к которому он хочет попасть — список всех руководителей доступен на страницах направлений.
Заявка не эквивалентна подаче документов в приемную комиссию — поступающим в любом случае потребуется сдавать экзамен. Однако такой формат позволяет абитуриентам заранее познакомиться с научными руководителями, пообщаться, понять, насколько программа интересна. В свою очередь, руководители тоже будут знать, насколько поступающий мотивирован, каких успехов он уже успел достичь. Никто не выиграет от того, что студент поступит, проучится какое-то время и уйдет, поняв, что ожидал чего-то иного. Поэтому чем раньше абитуриент подаст онлайн-заявку, тем больше у него будет времени на общение с потенциальным научным руководителем и принятие решения о поступлении.
У всех направлений программы iPhDимеются зарубежные партнеры, часть преподавателей — иностранцы. В случае с направлением «Биоматериаловедение», какая доля обучения ведется на английском языке? Испытывают ли студенты трудности с этим?
Действительно, часть материала, примерно 10%, дается на английском языке. Например, осенью наши студенты посещали лекции по научной этике от членов Международного научного совета НИТУ МИСИС. Работа со статьями также подразумевает использование английского. В целом, проблемы встречаются, но они незначительны — так или иначе, справляются все. К тому же, у нас предусмотрены отдельные модули для применения английского языка для написания научных публикаций — например, курс «Академического письма».
Совсем скоро завершится второй семестр программы iPhD"Биоматериаловедение«. Что студенты успели увидеть своими глазами, в чем поучаствовали? Есть ли у них научные достижения, которые вы бы отметили уже сейчас?
Образовательный процесс довольно насыщенный. Например, наши студенты работали в лабораториях НМИЦ им. Н.Н. Блохина, это был курс «Морфология и клеточная биология». Наблюдали ребята и настоящую операцию — в ветеринарной клинике «Биоконтроль». В рамках курса «Аппаратные методы исследования» изучали работу компьютерного томографа. Также ездили на завод «Конмет» — компания занимается изготовлением имплантатов — и изучали особенности производства медицинских изделий. Было запланировано еще много всего, но ввиду карантинных мер такие ознакомительные визиты и практические занятия пока откладываются.
Что касается научных достижений — да, безусловно они уже есть. У кого-то из ребят завершены важные этапы исследований, Артем Илясов написал две статьи в соовторстве и опубликовался в журналах первого квартиля, совсем недавно вышла статья нашего студента Александра Чубрика о пористом имплантате из полиэфирэфиркетона, заселенном остеогенными белками — исследование проводилось совместно с НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи. Еще ранее — зимой — Инна Булыгина опубликовала статью о новом способе получения имплантатов со структурой нативной кости. Кстати, у нее даже есть патент.
Как быстро удалось адаптировать учебный процесс к условиям карантина? В чем основные трудности? Какие способы коммуникации и образовательные платформы используются? В каком формате будет проходить итоговая аттестация?
Конечно, изначально было очень тяжело. Как раз на то время, когда начался карантин, у нас было запланировано много практических занятий, в том числе и с зарубежными коллегами. Разумеется, приехать они не смогли. Хорошая новость в том, что это довольно короткие лабораторные модули, и мы можем вернуться к ним уже после карантина, а сейчас сделать упор на теории.
В первые пару недель коммуникация со студентами шла сразу по нескольким каналам: и почта, и ВКонтакте, и MSTeams, и Zoom, и Skype. Было трудно отслеживать выполнение заданий. Опытным путем мы выяснили, что удобнее всего совмещать MSTeams и нашу университетскую платформу LMSCanvas. По Teams нас проходят лекции, в Canvas выкладывается вспомогательный материал, сюда же студенты присылают выполненное домашнее задание.
Как вы оцениваете эффективность тех или иных образовательных модулей? Планируется ли корректировать учебный план в будущем году?
Мы регулярно опрашиваем наших студентов: просим оценить каждый из модулей по трем критериям: «полезно», «понятно», «интересно». Это может являться основанием для Экспертного совета программы для принятия решения, какие модули сократить, какие сделать длиннее, какие скорректировать по наполнению. Серьезных изменений пока не планируется.
Хотя до старта приемной кампании 2020 года еще остается время, направить мотивационное письмо и резюме, а также пообщаться с потенциальным руководителем абитуриенты могут уже сейчас. Много ли таких ребят у направления «Биоматериаловедение»? Из каких они регионов?
Да, уже есть люди, которые заинтересовались программой и обратились к потенциальным научным руководителям. Причем, что интересно: в прошлом году большинство поступивших были из Москвы. Сейчас же почти все ребята, которые нам пишут, из регионов. Я считаю, это хороший знак — программа продолжает набирать популярность.