Владимир Чеверикин: мы регистрируем патенты на изобретения наших студентов.

В 2019 году в НИТУ «МИСиС» стартовала первая в России образовательная программа Integrated PhD, рассчитанная на студентов, которые видят свое будущее в науке, нацелены на академическую карьеру. Объединяя сразу магистратуру и аспирантуру, iPhD позволяет студентам, начиная с первого года обучения, проводить полноценные научные исследования под руководством ведущих российских и зарубежных ученых, принимать участие в работе международных коллабораций. Руководитель программы «Аддитивные технологии для производственной отрасли iPhD» рассказал о преимуществах этого направления и о том, как курс адаптируется к трендам отрасли и текущей эпидемиологической ситуации.

Одно из основных преимуществ обучения по программе iPhD — это возможность решать реально существующие проблемы и заниматься практической научной работой. С какими партнерами идет взаимодействие по программе «Аддитивные технологии для производственной отрасли iPhD» и что получают от этого студенты?

Научная работа в рамках проектов и грантов интегрирована в учебный процесс с первого года обучения. В ходе научной работы студенты получают прямой доступ к последним достижениям в области разработки сплавов для разных отраслей промышленности. В списке наших партнеров госкорпорации, бизнес, ведущие университеты: Росатом, Роскосмос, Ростех, Объединённая двигателестроительная корпорация, Объединённая авиастроительная корпорация и др. Предприятия, заинтересованные во внедрении новых технологий, учреждают целевые стипендии для лучших студентов.

Для кого, в первую очередь, эта программа? Каких абитуриентов вы ждете?

Данная программа рассчитана на абитуриентов, которые хотели бы заниматься научной деятельностью в рамках решения промышленных задач. Программа рассчитана на 5 лет с последующей защитой диссертации.

В каких отраслях смогут работать выпускники вашей программы?

Современные аддитивные технологии широко применяются во многих отраслях промышленности: в космической индустрии, авиации, домостроении, приборостроении и в других областях, где есть потребность в изделиях сложной геометрии из существующих и новых материалов. Готовые функциональные изделия создаются путем послойного выращивания материала, в том числе с применением лазерного спекания металлических материалов (SLM), прямого лазерного выращивания металлических изделий (DMD), холодного газодинамического напыления (Cool Sprey) различных материалов.

В чем отличие первых двух лет обучения студентов программы iPhD от программы обычной магистратуры? Каким образом задается траектория для последующей исследовательской работы?

В первую очередь — это взаимодействие с ведущими российскими и иностранными учеными, которое начинается с первого года обучения на основе совместных исследовательских проектов. В рамках обучения по программе «Аддитивные технологии для производственной отрасли» студенты получают возможность публиковать собственные научные работы, а также работы в соавторстве с научными руководителями в изданиях с высоким рейтингом.

Кроме того, мы предоставляем возможность участия в крупных научных конференциях и научно-технических выставках, в том числе за рубежом. Выступления и публикация тезисов докладов на профильных мероприятиях — это путь к международному признанию в выбранной научной области и укрепление связей с исследователями-единомышленниками.

Каким образом вы организуете практическую работу студентов?

Мы привлекаем студентов к участию в грантах на НИР, проектах, контрактах, программах, инициируемых государственными структурами и научными фондами разных стран мира. Студенты образовательной программы «Аддитивные технологии для производственной отрасли» работают в собственных проектных командах и в коллаборациях с учеными и студентами из других университетов. И еще один немаловажный момент — мы регистрируем патенты на изобретения и открытия наших студентов.

Планируются ли какие-то изменения в программе в этом году?

В связи с эпидемиологической ситуацией мы, конечно, адаптируем курсы, применяя технологии для дистанционного обучения, где это возможно. Мы проводим переговоры с производителями оборудования о возможности использовать часть программных модулей и продуктов в образовательных курсах.

Так как в нашей программе достаточно много курсов с экспериментальной частью и работой на высокотехнологичном оборудовании, мы вносим коррективы в планы обучения, чтобы студенты могли комфортно заниматься и полностью реализовать программу обучения.

Наша программа идет в ногу со временем. Сейчас есть тренд на развитие и внедрение аддитивных технологий в различные отрасли производства, поэтому мы стараемся работать на опережение. Все результаты научных исследований, проводимые в рамках проектов по аддитивным технологиям, отражаются в наших курсах, что сохраняет актуальность программы в целом.

Какие вопросы задают заинтересованные в поступлении на программу «Аддитивные технологии для производственной отрасли»?

Абитуриенты, выбирающие данную программу, уже имеют представление об аддитивных технологиях и их возможностях. Из вопросов, которые они присылают, можно отметить наиболее частые — с каким реальным сектором производства мы работаем, какие научные направления можно выбрать и организационные вопросы, связанные с проживанием, стипендией и др. Также есть вопросы от производственников, которые, работая у себя на предприятии, хотели бы пройти обучение и развивать свое научное направление.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»