3 июля на заседании Общественного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации были представлены результаты масштабного аналитического и экспертного исследования по оценке и мониторингу ситуации, в которой оказалась российская система высшего образования «Уроки „стресс-теста“: вузы в условиях пандемии и после нее». В работе, длившейся более 3 месяцев, приняли участие экспертные команды 13 ведущих российских вузов, в число которых вошел и НИТУ «МИСиС».
Заседание открыл министр науки и высшего образования В.Н. Фальков, который выразил «особую благодарность представителям вузовских команд, ректорам университетов, которые откликнулись на предложение в очень короткие строки подготовить аналитический доклад», и предложил участникам «высказать свое мнение — как чувствовали себя вузы в условиях пандемии и что, на взгляд авторов доклада, необходимо сделать уже в ближайшее время».
О перспективных направлениях развития системы высшего образования России говорили в своих докладах ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор РАНХиГС Владимир Мау и другие авторы доклада.
Как отметила в своем выступлении ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, одним из существенных факторов повышения качества образования рабочая группа видит постоянную интеграцию образования и науки. «Исследовательская деятельность во время пандемии столкнулась с вызовами, которые проявляются прежде всего в нарушении ставших привычными форм научной коммуникации как в российском, так и в международном контексте. Мы предлагаем внести изменения в организацию исследовательской и инновационной деятельности по трем направлениям, — отметила она. — Это расширение долгосрочного и устойчивого базового научного финансирования фундаментальных исследований в ведущих университетах; развитие механизмов активного привлечения молодых людей к ведению научной деятельности и обеспечение их рабочими местами; стимулирование научных исследований, основанных на сотрудничестве организаций, как внутри России, так и с зарубежными университетами».
Цель исследования — извлечь уроки из опыта экстремального режима работы всей системы высшего образования в период пандемии для ее адаптации в период частичного сохранения санитарных ограничений и дальнейшего развития.
Доклад состоит из семи разделов. В первом представлена общая картина развития ситуации в последние три месяца с учетом действий регулятора. Два раздела отражают, как менялась реальность для ключевых действующих лиц — студентов и сотрудников университетов. Три раздела обобщают материал о том, как в чрезвычайной ситуации показали себя значимые элементы образовательного процесса: содержание и технологии обучения, инфраструктура, система управления в вузах. Каждый раздел опирается на данные эмпирических исследований, анализ сайтов вузов и социальных сетей, кейсы, интервью с руководителями университетов и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Основной вывод проведенного анализа состоит в том, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест. Хотя не все процессы и процедуры, привычные для университетов до пандемии, функционировали с прежней эффективностью, система в целом сохранила устойчивость. Анализ вузовских практик показал, что в период удаленной работы сложилось несколько режимов организации образовательной деятельности: ¬ асинхронный или заочный (студенты изучают материал в удобное им время, в соответствии с установленными преподавателем сроками), синхронный (одновременное участие в занятии, например, в формате вебинара),¬ смешанный (совмещение синхронного и асинхронного взаимодействия в зависимости от педагогических задач).
Опыт последних месяцев показал широкие возможности использования форматов и технологий дистанционной работы для решения не только традиционных, но и новых задач университетов.
Расширенная и скорректированная по итогам обсуждения версия аналитического доклада будет представлена осенью 2020 года. В первом этапе исследования, прошедшем в конце марта, приняли участие 10 983 студента, во втором, состоявшемся в конце мая, — 24 428 человек. Были опрошены 130 преподавателей, 45 ректоров и проанализированы 2,7 миллиона сообщений в социальных сетях.