В российских вузах может появиться прикладной бакалавриат

Можно ли получить диплом вуза, а на следующий день пойти работать по специальности? Зачем фрезеровщику высшее образование? Станут ли колледжи и вузы конкурентами?

По итогам Госсовета по науке и образованию президент поручил кабинету министров рассмотреть до 1 июня вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Чем он отличается от обычного, который сегодня есть во всех российских вузах?

Суть — в сочетании программ среднего и высшего профобразования, союз практических навыков работы на производстве и глубоких теоретических знаний. Причем не менее половины всего обучения — практика, включая лабораторные, опыты и эксперименты, а также мастер-классы на производстве. Задача прикладного бакалавриата — сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, чтобы сразу, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Вообще, история с прикладным бакалавриатом не нова. В 2010 году в России уже был запущен такой эксперимент. 50 с лишним вузов и техникумов взялись тогда за новый подход к профобразованию. Но через пару лет дело застопорилось: слишком запутанной оказалась процедура приведения к общему знаменателю программ высшего и среднего профобразования.

— Эксперимент был начат 10 лет назад: предполагалось, что такая модель станет альтернативой классическому среднему профобразованию, рассказывает начальник департамента образовательной деятельности Университета ИТМО Алия Багаутдинова. — В образовательных стандартах того времени был четко прописан «практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности» как основной. Потом требование было снято, также как и само разделение бакалавриата на обычный и прикладной.

Но реальность такова, что специалист СПО сегодня уже превзошел уровень выпускника техникума. Что думают вузы сейчас, готовы ли переходить на «новые рельсы»? Какие направления, в первую очередь, подходят для этого?

Директор Института фундаментального инженерного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Юрий Филатов, уверен: прикладное образование — тема именно для инженерно-технологического профиля деятельности. В фаворе здесь могут быть такие направления, как производство машин и оборудования, ракетостроение и космическая техника, производство электронных и оптических изделий.

А вот проректор по образовательной деятельности Томского госуниверситета Евгений Луков считает, что и творческим специальностям здесь место. Например, из таких сфер как медиа, IT, реклама, искусство, дизайн. Возможно, менеджмент и предпринимательство, документоведение. Прикладной бакалавриат может стать перспективным и для направлений подготовки, ориентированных на экономику 4.0 (например «Инноватика») — это программы, которые направлены на подготовку специалистов по «цифровой трансформации организаций.

В чем главный плюс прикладного бакалавриата?

— Такие программы будут разрабатываться только вместе с работодателями: это принципиальный момент, — говорит Евгений Луков. — Студенты, которые выберут программы прикладного бакалавриата, сразу получат навыки, востребованные на рынке. Ведь наполовину учеба будет состоять из практики.

Кстати, в ТГУ уже есть примеры тесного сотрудничества с работодателями: например, научно-образовательные центры «Высшая IT-школа», «Высшая школа журналистики». Там студенты начинают работать уже со второго курса. По мнению Евгения Лукова, это первые направления в ТГУ, которые смогут достаточно быстро перейти на прикладной бакалавриат.

Но мало просто быть «в тренде» индустрии. Нужен четкий стандарт, разработанный вместе с работодателями, с учетом современных технологий, которые меняются стремительно.

Вообще, работодатель — главное звено в истории с прикладным бакалавриатом. А как же преподаватели? Потребуется ли им переподготовка?

— Им точно нужна будет стажировка в российских и зарубежных образовательных, промышленных и научных организациях, — отмечает Юрий Филатов. — Потребуется привлечение к работе российских и зарубежных специалистов. Но в какой-то степени прикладной бакалавриат — это восстановление старой практики советских времен.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»