Точка опоры: как первокурсникам адаптироваться к новым условиям учёбы

Вот и настал день, когда вчерашние школьники шагнули в новый этап — стали студентами вузов. Всех их ждет длительный процесс адаптации. Университет — более сложная организационная структура в отличие от школы. О том, как справиться с неуверенностью при знакомстве с одногруппниками, наладить коммуникацию и влиться в новый коллектив рассказала клинический психолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, сотрудник психологической службы «Точка опоры» НИТУ МИСИС Галина Ратманова.

В университете можно раскрыть свой потенциал, освоить профессию, найти единомышленников или отношения. Если вы оказались здесь, значит у вас достаточно способностей и навыков, чтобы пойти по выбранному пути. Как правило, у первокурсников много фантазий о том, что преподаватели — это такой большой всезнающий «другой», который смотрит и оценивает: «А не самозванец ли ты, а не зря ли здесь оказался»? Но никакого «другого» нет, есть такие же люди. Нужно понимать, что вуз не существует, если в нем нет студентов. Преподавание, совместное исследование — это удовольствие для всех участников процесса. Если у вас горят глаза — ошибки прощаются. Сложно — не значит непосильно.

Первое время будет сложно не испытывать ностальгию по школьным временам. Первокурсники тоскуют по семье и школьным друзьям, но это не означает, что их новая жизнь не подходит им или не нравится. Любое развитие требует отказа от части предыдущих отношений и усилий по построению нового. Попытка убежать от грусти и тоски по расставанию с прошлым заберет большое количество энергии, которое могло бы пойти на построение новой жизни. Секрет в том, чтобы разрешить себе испытывать разные чувства: и тоску по прошлому, и радость от нового. Ваши отношения с родителями и друзьями изменятся — но кто сказал, что вам это не понравится?

Успевать все и сразу можно, но, как правило, не долго. Распространенное заблуждение, что существует некая система, по которой можно прожить жизнь, все успеть и ни разу не споткнуться. Своеобразное пособие «Как стать суперменом» — предмет вымышленный. Универсальные рецепты не работают на длинной дистанции. У людей есть бессознательные силы и влечения, и, нравится нам это или нет, иногда человек действует вовсе не так, как запланировал. Пробуйте все, что вам нравится, в процессе приоритеты расставятся сами собой. Если вам казалось, что важнее всего сдать сессию на «отлично», а по факту вы провели год, занимаясь, например, выстраиванием дружеских отношений — скорее всего, в моменте именно друзья были для вас нужнее и важнее. Психика не ошибается и направляет ресурсы на нужное здесь и сейчас. Поэтому не переживайте, станете отличником на следующей сессии.

Тайм-менеджмент — обычный навык, который можно приобрести. Пока вы жили с родителями, учились в школе — семейная и школьная системы распределяли время за вас. Расписание создавало внешний каркас. В период обучения в вузе человек сталкивается с тем, что свое время нужно организовывать самому. Это новый навык, а любое новое требует время на освоение. Не стоит ожидать от себя слишком много, например, что сразу получится. Будьте готовы к периодам, когда, казалось бы, вы вошли в режим и держитесь в нем уже неделю, месяц, полгода — и вдруг опять откат, опоздания, прокрастинация. Важно помнить, что регресс — часть прогресса и нашей жизни. Нормально, если вы столкнулись с неудачей в виде неспособности контролировать самого себя. Вы со всем справитесь, главное пытаться дальше.

Финансы — один из важных факторов реальности. Во многих вузах сложная для освоения программа, которая на первых порах не совместима с полноценной работой. Но получить дополнительную финансовую поддержку всё же можно. Например, студенты могут претендовать на государственные и именные стипендии своего вуза. Такая мера ежемесячной поддержки доступна активным студентам, проявившим себя в образовании, науке, творчестве, волонтерстве.

В новых условиях студент не знаком ни с коллективом, ни с окружающей средой. Здесь один из самых главных страхов и источников тревоги выходит наружу. Не секрет, что существует социально одобряемая экстраверсия, то есть общительность, энергичность и легкость в привлечении внимания. Это, правда, хороший навык. Но не ошибусь, если скажу, что это редкий дар. «Душой компании» в студенческой группе будут единицы, их можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Абсолютное большинство будут волноваться так же как и вы. Помните, что это абсолютно нормально. Люди выбирают разные стратегии, чтобы влиться в коллектив: одни склонны больше шутить и таким образом обращать на себя внимание, другие стараются «закрыться», чтобы никто не догадался, насколько на самом деле они нуждаются в общении. Самый простой способ наладить коммуникацию — начать общаться на нейтральную тему. Можно обсудить учебу, увлечения, возможности университета, спланировать совместную деятельность, а может и поездки. Огромный плюс вуза по сравнению со среднестатистической школой в том, что это неагрессивная среда, нацеленная на развитие и творчество. Здесь собираются люди, объединенные общей целью — получить специальность. Влиться в уже сформированный коллектив, например, хакатон-клуб и театральный кружок на фоне общих интересов несложно. Надо просто прийти.

Студенчество — часть жизни со своими трудностями. С чем-то человек может справиться сам, но что-то решит только при поддержке. Главное не стесняться просить о помощи. Людям на самом деле нравится помогать друг другу, они делают это по своим внутренним причинам. В вузах есть специальные программы, которые помогают первокурсникам. Например, в Университете МИСИС разработан адаптационный проект «Погружение». При помощи системы наставничества и кураторства старшекурсники и преподаватели в течение 100 дней знакомят первокурсников с миром университета, поддерживают связь, проводят встречи, делятся опытом, разрешают конфликты. Благодаря программе лекций, тренингов и выездов студенты быстрее знакомятся и находят общие интересы. Например, наш магистрант Александр Куликов в первый год учебы на бакалавриате прошел эту программу, в 2020 году стал наставником, а еще через три года выиграл грант и вместе с командой занялся организацией этого адаптационного проекта. Таким образом, мы передаем опыт от поколения к поколению, создаем увлеченное комьюнити, сохраняем традиции нашей альма-матер.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»