В соответствии с законодательством каждый трудящийся гражданин вправе рассчитывать на материальное обеспечение по старости — пенсию. Автоматически государственные выплаты не назначаются, поэтому будущему пенсионеру придется предпринять ряд действий, чтобы получить положенные законом денежные пособия.
Страховая пенсия по старости — это денежная компенсация, выплачиваемая гражданину по причине невозможности выполнять трудовую функцию из-за наступления возраста нетрудоспособности.
Пенсия по старости представляет собой ежемесячные выплаты лицам, у которых:
- наступил пенсионный возраст;
- есть минимальный страховой стаж (период, когда за работника вносились взносы в ПФР);
- на лицевом счете накопилось нужное количество индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), выражающегося в баллах.
При наличии вышеуказанных условий, работнику следует обратиться в территориальный орган ПФР с документами, подтверждающими право на данную выплату.
Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на нее.
Для оформления пенсии будущему пенсионеру следует:
Шаг 1. Получить выписку из лицевого счета
Работнику необходимо самостоятельно изучить выписку из индивидуального лицевого счета, где отражены его сведения о стаже, заработке, страховых взносах и пенсионных коэффициентах.
Получить документ можно:
В случае согласия с полнотой данных о трудовой деятельности, имеющих в распоряжении ПФР, представление дополнительных документов о стаже и заработке не требуется.
В случае отсутствия сведений или необходимости подтверждения (уточнения) данных, имеющихся выписке, нужно делать запросы на предыдущие места работы, в архивы и собрать справки.
Шаг 2. Собрать документы
Для реализации права на пенсию по старости Работнику необходимо предоставить документы, подтверждающие возраст, гражданство, место жительства и стаж, а также при необходимости обосновать дополнительные обстоятельства и льготы.
1. Документ, подтверждающий гражданство (один из перечисленных):
- паспорт гражданина РФ с обязательным штампом о постоянной или временной регистрации;
- заграничный паспорт;
- дипломатический паспорт;
- военный билет;
- временное удостоверение личности;
- вид на жительство для иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. СНИЛС или документ регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета
3. Документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности и нестраховые периоды:
- трудовая книжка;
- заверенная работодателем копия трудовой книжки.
Если нужно учесть работу, не отраженную в трудовой книжке, то подтвердить ее могут:
- трудовой договор, гражданско-правовой договор;
- выписки из приказов;
- ведомости на выдачу заработной платы.
При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, необходимо направить запрос своему бывшему работодателю или в муниципальный архив, если организации уже не существует.
Документы, подтверждающие периоды работы, должны содержать номер и дату выдачи, подпись уполномоченного лица и печать организации. В них должны быть указаны ФИО будущего пенсионера, дата его рождения, место работы, период работы и профессия.
Начиная с 2002 года, ПФР ведет персонифицированный учет работников, поэтому документально следует подтверждать только сведения не отраженные в трудовой книжке. Однако стаж до 2002 года, а также вредность, опасность работы необходимо доказать в любом случае.
4. Документы о льготах
Если работнику по закону полагаются льготы на пенсии, то следует предъявить справки, подтверждающие вредные, опасные условия работы или труд в тяжелых климатических условиях.
5. Документы о зарплате
Для исчисления пенсии до 2002 года следует собрать документы о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 2002 года.
6. Документы о состоянии здоровья, детях и иждивенцах
- справка об инвалидности и присвоении группы;
- свидетельства о рождении детей (для многодетных матерей);
- справки о наличии в семье нетрудоспособных членов;
- иные документы по требованию.
7. Дополнительные документы
При оформлении пенсии могут понадобиться: свидетельство об изменении ФИО, браке/расторжении брака, справка из центра занятости, военный билет, дипломы об образовании и иные документы.
Шаг 3. Подать заявление
Бланк заявления о назначении пенсии по старости
Правила заполнения заявления о назначении пенсии
Заявление о начислении пенсии вместе с необходимым пакетом документов необходимо направить в ПФР не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста.
Документы можно передать:
При личном обращении в отделение ПФР или МФЦ |
Отправить документы по почте в территориальный орган ПФР | |
Днем обращения считается дата приема заявления сотрудниками этих органов | Днем обращения считается дата штампа на конверте при отправлении | Днем обращения считается дата подачи заявления с документами через систему |
Шаг 4. Узнать решение
Заявление о назначении пенсии рассматривается 10 дней со дня подачи. Если ПФР понадобится дополнительная проверка, срок может быть продлен, но максимум на три месяца.
В случае отказа от назначения пенсии, в течение
Шаг 5. Получить пенсию
После принятия пенсионным фондом решения о назначении выплат, деньги следует ожидать на следующий календарный месяц.
Получать свои выплаты пенсионер может:
- на дому;
- в почтовом отделении;
- на банковскую карточку.
Пенсия по старости выплачивается бессрочно.
С полной информацией о видах, формировании и расчете пенсий, а также электронных сервисах можно познакомиться на сайте Пенсионного Фонда РФ